Что потерянные фотографии Blue Notes говорят об истории джаза в Южной Африке?
Благодаря вмешательству джазовых ученых, фотографии были напечатаны, отреставрированы и выставлены спустя годы после того, как группа стала культовой.
История «Голубых нот» неразрывно связана с изгнанием апартеидом музыкального — в частности, джазового — воображения. Фотографии Оуэна-Смита — редкий и неожиданный вклад в голодный архив любителей джаза во всем мире.
«Голубые ноты» олицетворяют красоту южноафриканского джаза 1960-х годов и динамику его борьбы во время апартеида и против него. Ансамбль появился в 1959 году после встречи двух самых уважаемых джазовых исполнителей Южной Африки, оба из которых умерли в изгнании.
Одним из них был пианист и альт-саксофонист Мтутузели «Дуду» Пуквана, другим пианистом Крис МакГрегор. К 1964 году были закреплены остальные четыре участника: Луи Мохоло на барабанах — единственный оставшийся в живых участник — и Никеле «Ник» Мойаке на тенор-саксофоне, Монгези Феза на трубе и Джонни Мбизо Даяни на контрабасе.
Магия простых снимков
Радостные, простые фотографии Оуэна-Смита позволяют обычному быть экстраординарным, показывая музыкальное братство, страстное выступление и расово смешанную группу в разгар апартеида после подавления, последовавшего за резней в Шарпевиле в 1960 году. Они запечатлевают момент в истории группы. Когда они были еще молоды — в возрасте двадцати лет — и незадолго до того, как они отправились в изгнание.
Они являются заметным дополнением к очень тонкому архиву.
Он включает отрывок из документального фильма о джазе в Британии, в котором показан фрагмент выступления Blue Notes на джазовом фестивале Antibes 1964 года, размещенный на YouTube младшим братом МакГрегора. Архивные кадры принадлежат французскому телевидению, но даже исследователи южноафриканского джаза, живущие во Франции, не смогли их найти.
Другие элементы архива — это онлайн-база данных о группе, созданная британским журналистом Майком Фаулером. Его исходным текстом является биография Максин МакГрегор «Крис МакГрегор и Братство дыхания: Моя жизнь с пионером южноафриканского джаза».
Другой компонент — альбом под названием Township Bop, который был выпущен в 2002 году. Компиляция состояла из ранее неизвестного материала, который группа записала в Центре транскрипции Южноафриканской радиовещательной корпорации в 1964 году.
А в 2013 году радиостанция SAfm представила двухсерийный документальный фильм. Кроме того, ряд артистов выступили и даже записали дань уважения группе.
Все эти материалы — теперь включая фотографии Оуэна-Смита — знаменуют собой судьбу группы музыкантов, которые играли в основном на живых выступлениях. Их записи, как правило, пропадали надолго, как, например, с их концертной записью 1964 года в Дурбане Legacy: Live in South Afrika 1964, которая была выпущена в 1995 году.
Память и исцеление
С конца 1950-х многие джазовые музыканты покинули страну; другие подвергались отчуждающей практике музыкальной индустрии апартеида, которая часто записывала их только в том случае, если они выполняли их требования — что играть, с кем играть и как это играть; многие вообще перестали играть.
Это провокации обиды, которые повторяются, словно по петле, каждый раз, когда мы занимаемся историей южноафриканского джаза. Действительно, некоторые из этих коммерческих императивов остаются — не только в Южной Африке и не только в отношении джаза. Жизнь музыкантов остается нестабильной.
Таким образом, исцеление, безусловно, означает возвращение этих музыкантов.
Но как и куда? Луи Мохоло вернулся домой, в Ланга, в Кейптаун, и все еще играет. Но как быть с Мойаком, который умер в Южной Африке? А Дайани, который похоронен в Южной Африке? А Феза, уехавшая из страны в 19 лет? МакГрегор посетил страну незадолго до своей смерти, но не Пуквана. Исцеление открытой раны, вызванной разрывом изгнания, требует физической и творческой отдачи.
Выступления в честь трибьютов, записи и документальные фильмы — это один из способов, если они не вызывают ностальгии. Преподавание и исследования предлагают другой путь, но только в том случае, если ни один из них не поддается процессу канонизации, который очищает сложную историю Голубых записок.
В конце концов, изгнание не разорвало гладкого повествования, которое в некоторой степени склонялось к некоему апофеозу южноафриканского джаза. Его эффекты были гораздо более резкими.
Exile расколол тонко сплоченную сеть журналистов, таких как Тодд Матшикиза, поэтов, таких как Кеорапетсе Кгосициле, писателей, таких как Эс’киа Мфахлеле, и художников, таких как Думиле Фени, от драматургов, телеведущих, публики и фотографов, которые вместе составляли южноафриканский джаз середины двадцатого века. Возвращение изгнанного музыкального воображения означает возобновление этих связей: не совершенно, но творчески.
Картины из истории
В отсутствие богатого звукового архива важна визуальная история джаза.
Фотографии Оуэна-Смита дополняют документальную фотографию, созданную десятилетиями.
В фотографии Харди Стокманна преимущественно изображают не расовую и дружескую атмосферу закулисного братания, смеха, еды, питья и курения, джем-сейшенов и выступлений в легендарных джаз-клубах, залах и других местах Кейптауна.
Фотографии Оуэна-Смита интересным образом входят в эти дискуссии. Фотографы стремятся запечатлеть джазовый дух эпохи, он фиксирует событие в одном месте: разовый концерт. Поступая таким образом, Оуэн-Смит предлагает нам подумать, как фотография может помочь ответить на всегда актуальный вопрос Кристофера Смолла о «музыке»: что это значит, когда это представление… происходит в это время, в этом месте, с этими участниками?
ооооо, автор, давай еще
спасибо очень интересно
джаз — музыка богов
слушай, а интересно
красивые снимки
ждем ещё новых новостей
ничего нового не узнал